Глоссарий телевизионных жанров

Глоссарий телевизионных жанров

Под жанром понимают исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков.

Жанры телевизионной информации 

Видеозаметка

Выступление

Заметка

Интервью

Отчёт

Репортаж


Жанры аналитической публицистики

Беседа

Дискуссия

Комментарий

Корреспонденция

Обозрение

Пресс-конференция

Ток-шоу

Жанры художественной публицистики

Зарисовка

Очерк

Памфлет

Фельетон

Эссе

Составные формы


Видеоканал

Викторина

Docutainment

Infotainment

Реалити-шоу

Тележурнал

Телеигра

Шоу

Документальный телефильм



Беседа – диалогическая форма сообщения. В передаче принимают участие несколько человек, которые поочерёдно рассказывают что-либо, обмениваются мнениями, дополняют друг друга.


Видеозаметка (сюжет) – короткий материал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности.

 

Видеоканал – это протяжённая по времени «сборная» телевизионная программа, включающая в себя иногда вполне самостоятельные передачи, но тем не менее обладающая единством – либо территориального, либо тематического характера, вдобавок имеющая одного или несколько популярных ведущих, которые своеобразным конферансом объединяют разнородные элементы в нечто целостное.


Викторина – игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знаний. Викторины отличаются друг от друга правилами, которые устанавливают очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителя, вознаграждение за правильный ответ.


Выступление (монолог в кадре) – любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным объектом показа. Выступлением считается и краткое информационное сообщение, и телевизионный фильм-очерк. Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов.


Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, обсуждение) – демонстрирует процесс живой мысли, её рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Люди собираются в студии спорить, у них разные точки зрения на предмет обсуждения.


Документальный телефильм рассчитан на неоднократный показ в ряду других передач, но также с учётом всего контекста телевизионной программы, ситуации и условий её восприятия. Документальный телефильм использует присущие другим передачам методы (репортажные фрагменты, интервью), доведя их до совершенства и достигая монтажом эффекта образности.


Docutainment – документальное развлечение – чаще всего это остроумные репортажи, в том числе с использованием скрытой камеры.

 

Заметка – краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка.

 

Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. Телевизионной зарисовкой часто называют видовые съёмки, некое единство взаимосвязанных кадров.

 

Интервью (от англ. interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Источником информации в телевизионном интервью является не только речь, но и мимика, жест, поведение собеседников, окружающая среда.

 

В зависимости от цели интервью различают:

 

  • Интервью-мнение – высказывание по какому-либо поводу.
  • Интервью-факт – сообщение о чём-либо известном данному лицу.
  • Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства.
  • Проблемное интервью выявляет различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.
  • Интервью-портрет – особая разновидность телевизионного интервью с целью по возможности всестороннего раскрытия личности собеседника.
  • Интервью-анкета проводится для выяснения мнений по определённому вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом.

Infotainment (от англ. information «информация» + entertainment «развлечение») – изобретательная подача новостей с использованием эффектной съёмки, графики, фантазии, спецэффектов. Нечто сенсационное в вёрстке часто опережает то, что кажется более значимым.


Комментарий (от лат. commentarius – толкование) разъясняет смысл актуального общественно-политического события, документа и т.п. Комментатор освещает причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего.


Корреспонденция («передача») сообщает проанализированные, обобщённые факты. Этот жанр прорабатывает на конкретном материале ту или иную актуальную проблему. Корреспонденция получила широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телевизионных расследований.


Обозрение рассматривает общественные явления, предъявляет зрителям причинно-следственные связи, выявляет их значение и тенденции дальнейшего развития. Обозрение строго фактологично; отличается от комментария широтой исследования; материал ограничивается хронологическими рамками.


Отчёт «протокольно» фиксирует, детально и длительно показывает официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Отчёт может выйти в эфир в сокращённом виде с журналистскими комментариями или без таковых. Иногда отчётом называют прямую трансляцию того или иного официального события.


Очерк с помощью художественных средств отражает события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имён реальных людей. Выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений.


Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер.


Пресс-конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомлённым в какой-то области лицам.

 

Реалити-шоу – телефильм-наблюдение в стиле реального телевидения. Участники шоу, находясь в замкнутом пространстве, преодолевают различные трудности, чтобы получить приз.


Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий в печати, радио, телевидении о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

 

Типы репортажей:

 

  • Событийный репортаж показывает реальное событие, протекающее независимо от репортёра, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом.
  • Тематический репортаж отличается тем, что журналист подбирает объект показа и происходящие на нём события в соответствии с избранной темой, заданной идеей.
  • В постановочном репортаже журналист выступает организатором события.

Телевизионный журнал – периодическое (еженедельное, ежемесячное) издание, где под одним названием собраны материалы на разные темы. Эта форма дифференцирует аудиторию по интересам, возрастному, образовательному, профессиональному или другим признакам.

 

Телеигра – развлекательная программа, основу которой составляет интеллектуальное (музыкальное, спортивное) соревнование по установленным правилам. По окончании передачи (цикла передач) победитель получает вознаграждение. В игре повышенный интерес вызывает не столько результат, сколько сам процесс.

 

Ток-шоу – разговорное зрелище – сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры; концентрируется вокруг личности ведущего.

 

Фельетон – ведущий сатирический жанр публицистики. Экранный вариант сочетает документальность и художественность изображения. Текстовая часть произведения насыщена иронией, сарказмом, гротеском, гиперболой. Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и изображает реальных людей.


Шоу – преимущественно музыкальная развлекательная передача.

 

Эссе (от фр. essai – опыт) – жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.



Школа мастерства TVzayavka


Ещё по теме:

 

Дистанционный экспресс-курс "Телевизионная программа: традиционная и мультимедийная"  >> Далее

Сценарные заявки и сценарии телепрограмм. Методические рекомендации  >> Далее

Бизнес-план телепрограммы. Методические рекомендации  >> Далее

Мини-программа для интернет-канала  >> Далее

Медиатренды. Программы, жанры, демография  >> Далее

Цикл производства телепрограммы  >> Далее

Телевидение. Вчера. Сегодня. Завтра?  >> Далее

Классификатор программ  >> Далее

Список использованных источников

 

Р. А. Борецкий, В.Л. Цвик. Жанры телевизионной журналистики / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский // Телевизионная журналистика : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - с. 174-211.

 

Н.Б. Картозия. Программа «Намедни»: русский infotainment / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский // Телевизионная журналистика : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - с. 303-313.

 

С.А. Муратов. Хронология отечественного телевидения / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский // Телевизионная журналистика : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - с. 348-361.

 

Г.В. Кузнецов. Концепции каналов / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский // Телевизионная журналистика : учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. - с. 285-299.

 

Write a comment

Comments: 2
  • #1

    Тимур (Thursday, 22 January 2015 15:24)

    Для человека неопытного и начинающего, очень полезный сайт. Было бы здорово увидеть конкретные примеры разработки программы от самого начала до конца и ссылки на скачивание указанной литературы. Пусть это будет шаблон по которому многие смогут начать.

  • #2

    Uzone Safari (Tuesday, 07 February 2017 20:08)

    Timur ты прав. Очен хороший сайт. И я хотел сказат одно: очен многие люди за денги дают информации и они не любать таких сайтов и их авторов. Зато, не они (глупие твари которие ради денег готови даже продат свою душу) явлетсья революцонерими такой професси которий служит обшеству. Которий он сам и живёт. Спасибо, авторов этово сайта! Вы даёте многим не только опит, а надежду ошуствит свою мечту! А это дорогово стоит! Счастье не в денгах! Счастье это, то что ты сможеш чем то помоч этому волшебний миру и людей которые тепер знают кто их геройи!!!!